Песочная терапия, как средство эколого-эстетического воспитания

 

Одно из преимуществ профессии воспитателя –
                   это постоянное обновление сути деятельности,
наполнение ее новыми смыслами, содержанием,
 изобретением новых форм работы.

Дошкольное детство — это начальный этап человеческой личности, когда маленький человечек начинает осознавать свое место в природе, то,  что он является неотъемлемой частью природы. Воспитание любви к природе должно идти через практическое применение знаний о ней. Поэтому главная цель экологического воспитания в дошкольном возрасте — это формирование начал экологической культуры. Одним из эффективных методов познания окружающего мира является метод экспериментирования.

Дети достигают больших успехов в освоении знаний о природе. Они узнают не только факторы, но и достаточно сложные закономерности, лежащие в основе природных явлений. Творчество в экспериментировании обуславливает создание новых проявлений способностей ребёнка. Экспериментальная работа вызывает у ребенка интерес к исследованию природы, развивает мыслительные операции (анализ, синтез, классификацию, обобщение), стимулирует познавательную активность.

Эксперимент, самостоятельно проводимый ребенком, позволяет ему создать модель естественнонаучного явления и обобщить полученные действенным путем результаты, сопоставить их, классифицировать и сделать выводы о ценностной значимости физических явлений для человека и самого себя.

В процессе экспериментирования ребенку необходимо ответить не только на вопрос как я это делаю, но и на вопросы, почему я это делаю именно так,  а не иначе, зачем я это делаю, что хочу узнать, что получить в результате. В работе с песком имеет большое значение эстетическое восприятие , В основе его лежит эмоциональный отклик на прекрасное. Ребенок всегда откликается на красивое в природе.

Сегодня в нашей стране дошкольное образование отвечает ФГТ, эти требования  простроены на определённых, целенаправленных образовательных областях (их 10), их интегрирование в НОД, даёт наиболее полное, эффективное освоение программы ребёнком.

 4062

Тема песка довольно обширная. (Логопедические игры с песком, коррекция эмоционально–волевой сферы, развитие творческого потенциала, проектная деятельность, обучение ориентации в пространстве, и т.д.). Вашему вниманию я предлагаю использование элементов песочной терапии в рамках эколого-эстетического воспитания.

Игра с песком известна с древних времён. Действительно, попадая на пляж, ребёнок начинает строить причудливые замки, объединяя их в настоящие укреплённые города. Волна ли смоет им созданное, или чья-то неосторожная нога разрушит замок, ребёнок не расстраивается. Наоборот, он с ещё большим энтузиазмом принимается за новое строительство.

Этот феномен известен всем. Но что за этим стоит? Миниатюра реального мира. Один сюжет жизни завершается, уступая место следующему. И так бесконечно. Старое уступает место новому… И если углубиться в психологию… Многократно проживая эту «Тайну», человек достигает состояния равновесия.

Естественно, что это воздействие не могло долго оставаться незамеченным психотерапевтами. Карл Густав Юнг открыл песок для научного осмысления в контексте психотерапевтической помощи.

Почему игра с песком так эффективна в процессе работы с детьми? Каждый из нас в детстве играл в песочнице или строил замки из песка и чувствовал себя счастливым творцом. Работа с песком даёт ребёнку возможность видеть итог, результат, обеспечивает ситуацию успеха. Сегодня я приглашаю Вас в песочную страну.

Песок – необыкновенно приятный материал. Когда мы погружаем руки в сухой песок, появляется нечто, похожее на рябь на воде. Мы можем также переносить песок, создавать тонкие формы, ветер и песок в совокупности вызывают образы пустыни. Песок, смешанный с водой, становится более темным и приобретает качества земли. Он становится устойчивым, и поэтому ему можно придать форму. Можно сказать, что ребёнку на час открывается неведомая вселенная, внутри которой он может создавать свой индивидуальный мир. Ребёнок не может рассказать нам о своих сложностях как взрослый, но он может сделать это при помощи песочных картин, построек.

Песок нередко действует на детей как магнит. Прежде чем они успеют осознать, что они делают, их руки сами начинают просеивать песок, строить тоннели, горы и тогда появляется целый мир, разыгрываются целые спектакли, и ребёнок полностью погружается в игру.

Песок обладает свойством пропускать воду, поэтому, по мнению специалистов, он поглощает негативную психическую энергию. В Японии, в древности,  перед входом в дом устанавливали большой чан с песком и тот , кто приходил в гости погружал руки в песок, оставляя негативную энергию за порогом жилища. Взаимодействие с песком очищает энергетику человека, стабилизирует эмоциональное состояние. Так или иначе, наблюдения и опыт показывают, что игра в песок позитивно влияет на самочувствие детей и взрослых.

Ребёнок в процессе игры с песком имеет возможность выразить свои самые глубокие эстетические переживания. Дошкольное образование призвано обеспечить саморазвитие и самореализацию ребенка, способствовать развитию исследовательской активности и инициативы дошкольника.

Для того чтобы дети занимались экспериментальной деятельностью, необходимо, прежде всего, определенное руководство со стороны взрослых. В своей работе я делаю акцент на развитие  творческого потенциала ребенка, через поиск нестандартных подходов в экологическом воспитании.

Доклад Устюговой
Татьяны Петровны,
воспитатель 2 младшей группы.

Оставить комментарий

ГОРЯЧАЯ ЛИНИЯ

К 100-летию

дошкольного образования

 

ПОЗДРАВЛЯЕМ!

Именинники декабря:

Фуркайло М.А.

Вержбицкая Н.П.

Харитонова С.А.

Шадрин Семён

Морозов Роман

Фомин Максим

Наруто Полина

Федосеева Катя

Дрыгунова Катя

Никитина Маша

Емельяненко Лера

 

 

 

 

 

 

УГОЛОК ПРИРОДЫ

Пришла зима веселая
С коньками и салазками,
С лыжнею припорошенной,
С волшебной старой сказкою.
На елке разукрашенной
Фонарики качаются.
Пусть зимушка веселая
Подольше не кончается!
И.Черницкая

***