Консультация для родителей «Культура речевого общения»

Очень важно, чтобы дети наблюдали высокую культуру речевого общения, которая свидетельствует о взаимном уважении взрослых, их доброжелательности, чувстве такта. Всегда следует иметь в виду, что система речевого общения, сложившаяся среди взрослых, хотя и остается для детей сферой, которую они не могут наблюдать зримо, так или иначе, сказывается на них, их психофизическом самочувствии, настроении, поведении, образе мыслей и речи.

Культура речевого общения – проблема нравственная, имеющая социальную значимость. Нравственный мир личности, как в зеркале, отражается в общении с людьми.

Культура речевого общения предполагает соблюдение определенного речевого этикета. Поздоровался или не поздоровался, улыбнулся при этом или лицо ничего не выражало, кто кого поприветствовал первым: тот, кто вошел, или тот, кто находился в вестибюле, – имеет ли это значение? Оказывается, имеет. Приветствие – начало к установлению контакта, показатель внимания к людям, норма вежливости. И наконец, приветливое «здравствуйте» – это стимул, пусть совсем крошечный, но стимул хорошего настроения для того, к кому оно обращено. Тот, кто руководствуется нормами речевого этикета, войдя в помещение, здоровается первым, пусть, даже если он – лицо начальствующее, а присутствующие – его подчиненные. Приветствие произносится внятно и доброжелательно, иначе оно теряет смысл.

Культура речевого общения и вежливость – понятия неразделимые, которые свидетельствуют о нравственной воспитанности  личности. В «Словаре по этике» сказано, что вежливость – это «…моральное качество, характеризующее человека, для которого уважение к людям стало повседневной  нормой  поведения и привычным способом обращения к окружающим».

Вежливость – это еще и самоуважение: если я хочу, чтобы уважали меня, то, значит, обязан  уважать других,  разговаривать с людьми так, как хотелось бы, чтобы  разговаривали  со мной. Ведь только вежливость рождает вежливость.

Напрашивается вывод: всем, кому доверено воспитание  подрастающего поколения,  важно быть предельно взыскательными к собственному речевому поведению – на нас равняются дети. Допустимо ли, чтобы настроение взрослого  отражалось на его речевом  поведении? Вправе ли он «включать» в свое  настроение  детей? Ответ однозначен: нет,  нет и нет! Любой  педагог или родитель всегда должен  быть немного актером. А это значит  уметь владеть собой, быть  требовательным к собственному  слову, уметь придать ему нужный эмоциональный  оттенок и пользоваться им как инструментом, воздействующим  на собеседника. Немаловажно и еще одно из условий, помогающих эмоционально-нравственному  речевому общению, — проявлять терпимость.

Культура речевого общения  проявляется не только в том, что сказано, но и в том,  как сказано. Привычные  для нас слова «пожалуйста», «извините», «доброе утро» могут  прозвучать  приветливо, радушно,  уважительно или небрежно,  холодно,  высокомерно. Все зависит от того, каким тоном мы их произносим и с каким  выражением  лица. Замечали ли вы, что каждому из нас присущи «свои» интонации. Одному присущи  интонации  спокойные, доброжелательные. Другому – экзальтированные,  торопливые, постоянно меняющиеся – от радостных до раздраженно- крикливых. Для третьего характерен  тон  требовательный,  властный. А у четвертого  чаще  всего улавливаются  нотки  нетерпеливые и даже грубые. А для маленького ребенка это имеет особое значение: он чутко реагирует на речевую тональность,  так как еще не всегда может  вникнуть в суть сказанного. Со старшими дошкольниками  уместны еще и шутка, мягкая ирония – все, что привлекает, вносит в речевое общение с ними струю  радости,  мажора.

Не менее важно учитывать индивидуальные особенности ребенка или взрослого в процессе  высказывания  острых мнений. Ведь каждый по-своему реагирует на критику. Задача  критикующего – воодушевить оппонента,  вызвать в нем стремление к перестройке  собственной  деятельности. Следовательно, необходимо уметь высказывать  замечания в  тактичной, уважительной форме. Большую роль  играют тон  доверительности и доброжелательности,  логически  правильно выстроенная  цепь доказательств,  умение принять во внимание возражения  собеседника, его пояснения  тех или иных событий.  Проанализируйте,  умеете ли вы по внешним признакам определять эмоциональное состояние своих детей и адекватно ориентировать свою речь, тональность общения с ними. Будьте доброжелательными в отношении к окружающим, подходите к ним с оптимистической  гипотезой,  ищите то, что вас сближает,  стремитесь к сотрудничеству,  постоянно  настраивайтесь на желание совместной творческой  деятельности.

Культура речевого общения вносит  красоту в отношения людей, способствует  их  взаимопониманию, укреплению отношений между взрослыми и детьми. К этому должен стремиться  каждый  педагог и каждый родитель, потому что мы делаем одно дело – занимаемся воспитанием подрастающего поколения.

Статью подготовили педагоги средней группы: Айкина Н.Л., Волкова Т.В.

Интернет-ресурс: https://nsportal.ru/detskiy-sad/materialy-dlya-roditeley/2023/03/21/kultura-rechevogo-obshcheniya

Оставить комментарий

ВХОД НА САЙТ
МЫ ВКОНТАКТЕ
Май 2023
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
« Мар    
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
293031  
ВОПРОС-ОТВЕТ
Посетители сайта
Свежие записи
СТАТЬИ
Архивы
Решаем вместе
Не можете записать ребёнка в сад? Хотите рассказать о воспитателях? Знаете, как улучшить питание и занятия?
ГОРЯЧАЯ ЛИНИЯ
ТЕЛЕФОНЫ ДОВЕРИЯ:
-Региональный  «телефона доверия» 8(384-2)57-07-07;
-Федеральный
общероссийский номер детской линии «телефона доверия» 8-800-2000-122;
-Отделение Анжеро-Судженского городского округа ГОО «Кузбасский
региональный центр психолого-педагогической, медицинской и социальной
помощи «Здоровье и развитие личности» 8(384-53)6-65-03.
НАШИ УСПЕХИ