Консультация для педагогов «Мастер-класс в работе педагога: подготовка и проведение»

Мастер-класс — один из наиболее эффективных способов обмена и распространения передового педагогического опыта путем прямого комментированного показа приемов и методов работы педагога, получившего признание в профессиональной среде. Мастер- класс объединяет педагогов, желающих получить полную информацию о накопленном опыте педагога — мастера, освоить и использовать разработанные и апробированные им на практике программы, методики, технологии в работе с воспитанниками.

Целью мастер-класса является повышение профессионального мастерства педагогов — участников в процессе активного педагогического общения по освоению опыта работы педагога — мастера.

Задачи мастер- класса:

  1. Конструирование (воссоздание) педагогом-мастером своей авторской модели образовательного процесса в режиме демонстрируемой педагогической технологии;
  2. Обучение участников мастер-класса конкретным навыкам и способам достижения намеченных результатов;
  3. Демонстрация умения педагога-мастера проектировать успешную деятельность воспитанников;
  4. Популяризация его инновационных идей, авторских находок;
  5. Оказание помощи участникам мастер–класса в определении задач их профессионального самосовершенствования.

Очень важно, чтобы мастер–класс, как форма методической работы, приносил конкретную пользу, а полученные знания, умения нашли отражение в педагогической деятельности и способствовали повышению эффективности образовательной деятельности педагогов. Постоянная связь содержания мастер-классов с результатами работы педагогов обеспечивает непрерывный процесс совершенствования профессионального мастерства каждого воспитателя в дошкольной организации.

При подготовке и проведении мастер-класса важно правильно определить собственную позицию педагога-мастера. Позиция мастера — это, прежде всего, позиция консультанта и советника, помогающего организовать образовательную деятельность, осмыслить наличие продвижения в освоении новых способов деятельности. Проводя мастер–класс, выступающий никогда не должен стремиться передать знания, ему необходимо стараться задействовать участников в процессе, сделать их активными, разбудить в них то, что скрыто даже для них самих. Во взаимоотношениях с коллегами мастер должен применять определенный стиль, проявляя свои личностные качества, такие как  коммуникативность, интеллигентность, взгляды, убеждения, характер, волю. Очень важно, чтобы мастер-класс прошел продуктивно и качественно. Поэтому необходимо провести предварительную качественную  подготовку.

Критерии качества подготовки и проведения мастер-класса:

— Презентативность — выраженность инновационной идеи, уровень ее представления, культура презентации идеи, популярность идеи в педагогике, методике и практике образования.

— Эксклюзивность — ярко выраженная индивидуальность (масштаб и уровень реализации идей).

— Выбор, полнота и оригинальность решения инновационных идей.

— Прогрессивность — актуальность и научность содержания и приемов обучения, наличие новых идеей, выходящих за рамки стандарта и соответствующих тенденциям современного образования, способность не только к методическому, но и к научному обобщению опыта.

— Мотивированность — наличие приемов и условий мотивации, включения каждого в активную творческую деятельность по созданию нового продукта деятельности на занятии.

— Оптимальность — достаточность используемых средств на занятии, их сочетание, связь с целью и результатом (промежуточным и конечным).

— Эффективность, результативность, полученная для каждого участника мастер-класса. Каков эффект развития? Что это дает конкретно участникам? Умение адекватно проанализировать результаты своей деятельности.

— Технологичность — четкий алгоритм мастер-класса (фазы, этапы, процедуры).

— Артистичность — возвышенный стиль, педагогическая харизма, способность к импровизации, степень воздействия на аудиторию, степень готовности к распространению и популяризации своего опыта

— Общая культура, эрудиция, нестандартность мышления, стиль общения, культура интерпретации своего опыта.

Требования к организации и проведению мастер-класса:

  1. Мастер-класс— это оригинальный способ организации деятельности педагогов в составе малой группы (7-15 участников)
  2. Мастер-класс как локальная технология трансляции педагогического опыта должен демонстрировать конкретный методический прием или метод, методику преподавания, технологию обучения и воспитания. Он должен состоять из заданий, которые направляют деятельности участников для решения поставленной педагогической проблемы.

Алгоритм технологии мастер-класса:

  1. Презентация педагогического опыта: дается краткая характеристика воспитанников группы, обосновываются результаты предварительной диагностики, прогнозируется развитие воспитанников; кратко характеризуются основные идеи технологии; описываются достижения в работе; доказывается результативность деятельности воспитанников, свидетельствующая об эффективности технологии; определяются проблемы и перспективы в работе педагога.
  2. Представление системы образовательной деятельности: описывается система занятий в режиме презентуемой технологии; определяются основные приемы работы, которые педагог-мастер будет демонстрировать слушателям.
  3. Проведение имитационной игры: педагог-мастер проводит обучающее занятие со слушателями, демонстрируя приемы эффективной работы с воспитанниками; слушатели одновременно играют две роли: учащихся экспериментального класса и экспертов, присутствующих на открытом занятии.
  4. Моделирование: педагоги-ученики выполняют самостоятельную работу по конструированию собственной модели обучающего занятия в режиме технологии педагога-мастера; мастер выполняет роль консультанта, организует самостоятельную работу слушателей и управляет ею; мастер совместно со слушателями проводит обсуждение авторских моделей обучающего занятия.
  5. Рефлексия: проводится дискуссия по результатам совместной деятельности педагога-мастера и слушателей.

Особо следует обратить внимание на:

— речь и голос (тон, сила, выразительность, дикция, интонация, техника речи);

— мимику, жест, управление эмоциями, чтение эмоционального состояния на лице;

—пантомимику (осанка, умение стоять, сидеть, наблюдать за поведением участников);

— умение сосредоточиться на предмете разговора, владение мнемотехникой, аутогенной тренировкой, отсутствие скованности;

—искусство общения: психологическая избирательность, способность к педагогическому вниманию, эмпатия;

— педагогическую импровизацию: умение работать по плану «в голове», привлекать личный опыт, управлять незапланированными ситуациями;

— психологическую зоркость, умение вычислять «гениев» и поддерживать
«отстающих»;

— коммуникативную культуру, умение вести диалог, дискуссию;

— чувство времени.

Автор-составитель: старший воспитатель МБДОУ «Детский сад № 34»

Источники:

1.Федорова С.Н. «Мастер-класс как одна из форм совершенствования методической работы в детском саду»/ С.Н. Федорова — г. Йошкар- Ола, 2011

2.Шакирова М.Г. «Мастер-класс — одна из форм коллективного творчества педагогов ДОУ»/ М.Г. Шакирова — г. Йошкар- Ола, 2007

3.https://konspektiruem.ru/proekt/tehnologiya-master-klassa-v-dou.html

Комментарии запрещены.

ВХОД НА САЙТ
МЫ ВКОНТАКТЕ
Май 2023
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
« Мар    
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
293031  
ВОПРОС-ОТВЕТ
Посетители сайта
Свежие записи
СТАТЬИ
Архивы
Решаем вместе
Не можете записать ребёнка в сад? Хотите рассказать о воспитателях? Знаете, как улучшить питание и занятия?
ГОРЯЧАЯ ЛИНИЯ
ТЕЛЕФОНЫ ДОВЕРИЯ:
-Региональный  «телефона доверия» 8(384-2)57-07-07;
-Федеральный
общероссийский номер детской линии «телефона доверия» 8-800-2000-122;
-Отделение Анжеро-Судженского городского округа ГОО «Кузбасский
региональный центр психолого-педагогической, медицинской и социальной
помощи «Здоровье и развитие личности» 8(384-53)6-65-03.
НАШИ УСПЕХИ