«Формирование готовности к овладению чтением и письмом»

Консультация для воспитателей

 

Вопрос подготовки дошкольников старшей и подготовительной групп к овладению чтением и письмом чрезвычайно актуален. Успешное овладение чтением и письмом возможно только при достаточном уровне развития многих психофизиологических компонентов. Полноценное функционирование зрительной, моторной, акустической и других анализаторных систем у ребенка является необходимым условием готовности к овладению письменной речью.

Недостатки физического слуха будут создавать трудности в овладении письменной речью. Также необходимо хорошее состояние зрительного и двигательного контроля, координации движений, чувства ритма, «ручной умелости», пространственного восприятия, зрительного внимания и других зрительных и моторных функций.

Перечисленные нарушения обусловливают следующие сложности в овладении письменной речью:

  • трудности в запоминании элементов букв (оптических и двигательных);
  • смешения элементов букв с одинаковыми элементами начертания (б и д; т и п; м и л и т.д.)
  • зеркальное письмо;
  • недописывание элементов букв или дополнительные элементы (п и т, л и м, и и ш и т.д.);
  • исправления и неряшливый почерк (разная высота и наклон букв, разное расстояние между словами);
  • трудности слежения за строкой при чтении и письме.

Первостепенное значение для овладения чтением и письмом имеет осознание собственной устной речи и овладение ею. Четкость фонематического восприятия, хорошее звукопроизношение, развитый лексико-грамматический строй речи являются основой грамотного письма и чтения.

     Зависимость ошибок в письме от несовершенства звукопроизношения:

  • устойчивая замена одного звука другим;
  • перестановки звуков;
  • нечеткий звуковой состав (правильное произношение);

Решающим фактором в овладении буквенными обозначениями является четкое фонематическое восприятие.

Примеры нарушения фонематического восприятия:

  • За буквой нет четкого звукового образа, она не ассоциируется с произношением определенного звука (в написании: белоська вместо белочка, круком вместо кругом).
  • Наряду с буквами могут заменятся целые слоги (пелеса вместо береза)
  • Характерны «застревания» на букве, слоге, слове, их неоднократные повторения.

Очень важную роль в обучении письму играет способность ребенка к языковому анализу и синтезу. Ошибки при нарушении этой способности:

  • пропуск букв (синый — сильный; дыю – дыню);
  • недописки (ца – царь; це – цель);
  • добавления (лушаи – лужи; сахаир – сахар);
  • перестановки (гет – где; марал – маляр);
  • слияние двух или нескольких слов (селен – целый день, япил – я пил);
  • раздельное написание элементов одного слова (и тот – идет, и тут – идут).

Техническая и смысловая стороны чтения находятся в тесной зависимости друг от друга – понимание прочитанного у таких детей отсутствует. Дети с нарушениями грамматического строя речи испытывают трудности:

  • в употреблении служебных слов, написании союзов (истали печатать в газеты),
  • в написании частиц (Лида неумелее плавать),
  • в написании предлогов (наполоу, назапоре, кошка играет клубок, с тома выхала машина, Оля с маленькой и с Ниной идет домой).

Пропуск предлогов вызывает нарушение связей в словосочетаниях и влечет за собойошибки морфологического характера:

  • предложное падежное управление (мальчик играет в мяча),
  • беспредложное падежное управление (Девочка нагнулась и стала рвать желтыми кувшинками)
  • простые падежные формы (Она лечила зубу).
  • обобщенные окончания данной падежной формы слова (цвиточки, тумбичка, солничный),
  • ошибки в употреблении множественного и единственного числа (Пишет девочки).
  • ошибки согласования прилагательных и существительных (небо стало серая).

Недостаточность словарного запаса отражена в следующих ошибках в письменной речи:

  • употребление в основном существительных и глаголов без прилагательных, местоимений и наречий,
  • замена слов другими, сходными по смыслу (девочка строит венок),
  • замена слов другими, сходными по звучанию (вместо кувшинка – кувшин или кувшинчик);
  • смешение однокоренных слов с приставкой и без нее (курица приносит яйцы).

Овладение правильным письмом и чтением основано на достаточном уровне сформированности внимания, памяти, мышления, различных мыслительных операций.

Повышенная нервно-психологическая истощаемость, пресыщаемость любой деятельностью, эмоциональная неустойчивость, гипервозбудимость или заторможенность и другие нервно-психологические особенности зачастую приводят к затруднениям в овладении чтением и письмом.

Было проведено исследование состояния готовности к овладению письменной речью среди 120 детей подготовительных групп ДОУ Пскова. 48% детей имеют высокий уровень сформированности предпосылок готовности к овладению письмом. 52%составляют группу риска.  Эти дети имеют нарушения в комплексе различных функций, навыков и процессов:

  • Слуховые функции – 55%.
  • Неречевой слух (слуховое внимание, различение силы и громкости звука, восприятие и воспроизведение звука, слуховая память) – 52%.
  • Речевой слух («острота слуха», понимание обращенной речи, фонематическое восприятие, слухоречевая память) – 45%.
  • Зрительно-пространственные функции (узнавание предметов, различение формы, величины и размера, умение различать и называть буквы, способность пространственной ориентировки в собственном теле и окружающей действительности) – 44%.
  • Недостатки крупной моторики – 60%.
  • Недостатки артикуляционной и мимической моторики – 41%.
  • Недостатки мелкой моторики – 35%.
  • Нарушения темпа речи, дыхания, голоса – 13%.
  • Недостатки звуковой стороны речи – 55%.
  • Нарушения лексико-грамматической стороны речи – 76%.
  • Нарушения навыков языкового анализа и синтеза — 76%.
  • Недостатки в сформированности мыслительной деятельности (способность удерживать в памяти ряд слов, устанавливать причинно-следственные связи, логическое мышление, умение делать обобщение, сравнения и т.д.) – 59%.

Данные факты говорят о необходимости осуществления комплексной работы с дошкольниками, направленную на развитие навыков необходимых для овладения чтением и письмом.

 

Оставить комментарий

ГОРЯЧАЯ ЛИНИЯ

К 100-летию

дошкольного образования

 

ПОЗДРАВЛЯЕМ!

Именинники декабря:

Фуркайло М.А.

Вержбицкая Н.П.

Харитонова С.А.

Шадрин Семён

Морозов Роман

Фомин Максим

Наруто Полина

Федосеева Катя

Дрыгунова Катя

Никитина Маша

Емельяненко Лера

 

 

 

 

 

 

УГОЛОК ПРИРОДЫ

Пришла зима веселая
С коньками и салазками,
С лыжнею припорошенной,
С волшебной старой сказкою.
На елке разукрашенной
Фонарики качаются.
Пусть зимушка веселая
Подольше не кончается!
И.Черницкая

***