«Формирование готовности к овладению чтением и письмом»
Консультация для воспитателей
Вопрос подготовки дошкольников старшей и подготовительной групп к овладению чтением и письмом чрезвычайно актуален. Успешное овладение чтением и письмом возможно только при достаточном уровне развития многих психофизиологических компонентов. Полноценное функционирование зрительной, моторной, акустической и других анализаторных систем у ребенка является необходимым условием готовности к овладению письменной речью.
Недостатки физического слуха будут создавать трудности в овладении письменной речью. Также необходимо хорошее состояние зрительного и двигательного контроля, координации движений, чувства ритма, «ручной умелости», пространственного восприятия, зрительного внимания и других зрительных и моторных функций.
Перечисленные нарушения обусловливают следующие сложности в овладении письменной речью:
- трудности в запоминании элементов букв (оптических и двигательных);
- смешения элементов букв с одинаковыми элементами начертания (б и д; т и п; м и л и т.д.)
- зеркальное письмо;
- недописывание элементов букв или дополнительные элементы (п и т, л и м, и и ш и т.д.);
- исправления и неряшливый почерк (разная высота и наклон букв, разное расстояние между словами);
- трудности слежения за строкой при чтении и письме.
Первостепенное значение для овладения чтением и письмом имеет осознание собственной устной речи и овладение ею. Четкость фонематического восприятия, хорошее звукопроизношение, развитый лексико-грамматический строй речи являются основой грамотного письма и чтения.
Зависимость ошибок в письме от несовершенства звукопроизношения:
- устойчивая замена одного звука другим;
- перестановки звуков;
- нечеткий звуковой состав (правильное произношение);
Решающим фактором в овладении буквенными обозначениями является четкое фонематическое восприятие.
Примеры нарушения фонематического восприятия:
- За буквой нет четкого звукового образа, она не ассоциируется с произношением определенного звука (в написании: белоська вместо белочка, круком вместо кругом).
- Наряду с буквами могут заменятся целые слоги (пелеса вместо береза)
- Характерны «застревания» на букве, слоге, слове, их неоднократные повторения.
Очень важную роль в обучении письму играет способность ребенка к языковому анализу и синтезу. Ошибки при нарушении этой способности:
- пропуск букв (синый — сильный; дыю – дыню);
- недописки (ца – царь; це – цель);
- добавления (лушаи – лужи; сахаир – сахар);
- перестановки (гет – где; марал – маляр);
- слияние двух или нескольких слов (селен – целый день, япил – я пил);
- раздельное написание элементов одного слова (и тот – идет, и тут – идут).
Техническая и смысловая стороны чтения находятся в тесной зависимости друг от друга – понимание прочитанного у таких детей отсутствует. Дети с нарушениями грамматического строя речи испытывают трудности:
- в употреблении служебных слов, написании союзов (истали печатать в газеты),
- в написании частиц (Лида неумелее плавать),
- в написании предлогов (наполоу, назапоре, кошка играет клубок, с тома выхала машина, Оля с маленькой и с Ниной идет домой).
Пропуск предлогов вызывает нарушение связей в словосочетаниях и влечет за собойошибки морфологического характера:
- предложное падежное управление (мальчик играет в мяча),
- беспредложное падежное управление (Девочка нагнулась и стала рвать желтыми кувшинками)
- простые падежные формы (Она лечила зубу).
- обобщенные окончания данной падежной формы слова (цвиточки, тумбичка, солничный),
- ошибки в употреблении множественного и единственного числа (Пишет девочки).
- ошибки согласования прилагательных и существительных (небо стало серая).
Недостаточность словарного запаса отражена в следующих ошибках в письменной речи:
- употребление в основном существительных и глаголов без прилагательных, местоимений и наречий,
- замена слов другими, сходными по смыслу (девочка строит венок),
- замена слов другими, сходными по звучанию (вместо кувшинка – кувшин или кувшинчик);
- смешение однокоренных слов с приставкой и без нее (курица приносит яйцы).
Овладение правильным письмом и чтением основано на достаточном уровне сформированности внимания, памяти, мышления, различных мыслительных операций.
Повышенная нервно-психологическая истощаемость, пресыщаемость любой деятельностью, эмоциональная неустойчивость, гипервозбудимость или заторможенность и другие нервно-психологические особенности зачастую приводят к затруднениям в овладении чтением и письмом.
Было проведено исследование состояния готовности к овладению письменной речью среди 120 детей подготовительных групп ДОУ Пскова. 48% детей имеют высокий уровень сформированности предпосылок готовности к овладению письмом. 52%составляют группу риска. Эти дети имеют нарушения в комплексе различных функций, навыков и процессов:
- Слуховые функции – 55%.
- Неречевой слух (слуховое внимание, различение силы и громкости звука, восприятие и воспроизведение звука, слуховая память) – 52%.
- Речевой слух («острота слуха», понимание обращенной речи, фонематическое восприятие, слухоречевая память) – 45%.
- Зрительно-пространственные функции (узнавание предметов, различение формы, величины и размера, умение различать и называть буквы, способность пространственной ориентировки в собственном теле и окружающей действительности) – 44%.
- Недостатки крупной моторики – 60%.
- Недостатки артикуляционной и мимической моторики – 41%.
- Недостатки мелкой моторики – 35%.
- Нарушения темпа речи, дыхания, голоса – 13%.
- Недостатки звуковой стороны речи – 55%.
- Нарушения лексико-грамматической стороны речи – 76%.
- Нарушения навыков языкового анализа и синтеза — 76%.
- Недостатки в сформированности мыслительной деятельности (способность удерживать в памяти ряд слов, устанавливать причинно-следственные связи, логическое мышление, умение делать обобщение, сравнения и т.д.) – 59%.
Данные факты говорят о необходимости осуществления комплексной работы с дошкольниками, направленную на развитие навыков необходимых для овладения чтением и письмом.