«Формирование готовности к овладению чтением и письмом»

Консультация для воспитателей

 

Вопрос подготовки дошкольников старшей и подготовительной групп к овладению чтением и письмом чрезвычайно актуален. Успешное овладение чтением и письмом возможно только при достаточном уровне развития многих психофизиологических компонентов. Полноценное функционирование зрительной, моторной, акустической и других анализаторных систем у ребенка является необходимым условием готовности к овладению письменной речью.

Недостатки физического слуха будут создавать трудности в овладении письменной речью. Также необходимо хорошее состояние зрительного и двигательного контроля, координации движений, чувства ритма, «ручной умелости», пространственного восприятия, зрительного внимания и других зрительных и моторных функций.

Перечисленные нарушения обусловливают следующие сложности в овладении письменной речью:

  • трудности в запоминании элементов букв (оптических и двигательных);
  • смешения элементов букв с одинаковыми элементами начертания (б и д; т и п; м и л и т.д.)
  • зеркальное письмо;
  • недописывание элементов букв или дополнительные элементы (п и т, л и м, и и ш и т.д.);
  • исправления и неряшливый почерк (разная высота и наклон букв, разное расстояние между словами);
  • трудности слежения за строкой при чтении и письме.

Первостепенное значение для овладения чтением и письмом имеет осознание собственной устной речи и овладение ею. Четкость фонематического восприятия, хорошее звукопроизношение, развитый лексико-грамматический строй речи являются основой грамотного письма и чтения.

     Зависимость ошибок в письме от несовершенства звукопроизношения:

  • устойчивая замена одного звука другим;
  • перестановки звуков;
  • нечеткий звуковой состав (правильное произношение);

Решающим фактором в овладении буквенными обозначениями является четкое фонематическое восприятие.

Примеры нарушения фонематического восприятия:

  • За буквой нет четкого звукового образа, она не ассоциируется с произношением определенного звука (в написании: белоська вместо белочка, круком вместо кругом).
  • Наряду с буквами могут заменятся целые слоги (пелеса вместо береза)
  • Характерны «застревания» на букве, слоге, слове, их неоднократные повторения.

Очень важную роль в обучении письму играет способность ребенка к языковому анализу и синтезу. Ошибки при нарушении этой способности:

  • пропуск букв (синый — сильный; дыю – дыню);
  • недописки (ца – царь; це – цель);
  • добавления (лушаи – лужи; сахаир – сахар);
  • перестановки (гет – где; марал – маляр);
  • слияние двух или нескольких слов (селен – целый день, япил – я пил);
  • раздельное написание элементов одного слова (и тот – идет, и тут – идут).

Техническая и смысловая стороны чтения находятся в тесной зависимости друг от друга – понимание прочитанного у таких детей отсутствует. Дети с нарушениями грамматического строя речи испытывают трудности:

  • в употреблении служебных слов, написании союзов (истали печатать в газеты),
  • в написании частиц (Лида неумелее плавать),
  • в написании предлогов (наполоу, назапоре, кошка играет клубок, с тома выхала машина, Оля с маленькой и с Ниной идет домой).

Пропуск предлогов вызывает нарушение связей в словосочетаниях и влечет за собойошибки морфологического характера:

  • предложное падежное управление (мальчик играет в мяча),
  • беспредложное падежное управление (Девочка нагнулась и стала рвать желтыми кувшинками)
  • простые падежные формы (Она лечила зубу).
  • обобщенные окончания данной падежной формы слова (цвиточки, тумбичка, солничный),
  • ошибки в употреблении множественного и единственного числа (Пишет девочки).
  • ошибки согласования прилагательных и существительных (небо стало серая).

Недостаточность словарного запаса отражена в следующих ошибках в письменной речи:

  • употребление в основном существительных и глаголов без прилагательных, местоимений и наречий,
  • замена слов другими, сходными по смыслу (девочка строит венок),
  • замена слов другими, сходными по звучанию (вместо кувшинка – кувшин или кувшинчик);
  • смешение однокоренных слов с приставкой и без нее (курица приносит яйцы).

Овладение правильным письмом и чтением основано на достаточном уровне сформированности внимания, памяти, мышления, различных мыслительных операций.

Повышенная нервно-психологическая истощаемость, пресыщаемость любой деятельностью, эмоциональная неустойчивость, гипервозбудимость или заторможенность и другие нервно-психологические особенности зачастую приводят к затруднениям в овладении чтением и письмом.

Было проведено исследование состояния готовности к овладению письменной речью среди 120 детей подготовительных групп ДОУ Пскова. 48% детей имеют высокий уровень сформированности предпосылок готовности к овладению письмом. 52%составляют группу риска.  Эти дети имеют нарушения в комплексе различных функций, навыков и процессов:

  • Слуховые функции – 55%.
  • Неречевой слух (слуховое внимание, различение силы и громкости звука, восприятие и воспроизведение звука, слуховая память) – 52%.
  • Речевой слух («острота слуха», понимание обращенной речи, фонематическое восприятие, слухоречевая память) – 45%.
  • Зрительно-пространственные функции (узнавание предметов, различение формы, величины и размера, умение различать и называть буквы, способность пространственной ориентировки в собственном теле и окружающей действительности) – 44%.
  • Недостатки крупной моторики – 60%.
  • Недостатки артикуляционной и мимической моторики – 41%.
  • Недостатки мелкой моторики – 35%.
  • Нарушения темпа речи, дыхания, голоса – 13%.
  • Недостатки звуковой стороны речи – 55%.
  • Нарушения лексико-грамматической стороны речи – 76%.
  • Нарушения навыков языкового анализа и синтеза — 76%.
  • Недостатки в сформированности мыслительной деятельности (способность удерживать в памяти ряд слов, устанавливать причинно-следственные связи, логическое мышление, умение делать обобщение, сравнения и т.д.) – 59%.

Данные факты говорят о необходимости осуществления комплексной работы с дошкольниками, направленную на развитие навыков необходимых для овладения чтением и письмом.

 

Оставить комментарий

ГОРЯЧАЯ ЛИНИЯ

К 100-летию

дошкольного образования

 

ПОЗДРАВЛЯЕМ!

Именинники февраля:

Зырянова О.А.

Клыкава Е.Г.

Маркова Л.Г.

Пастухова К.Н.

Потрохова А.В.

Барышева О.О.

Самсонова И.Ф.

Боровский Артём

САфиулин Егор

Бураков Никита

Галкина Даша

Астафьева Вика

Бардин Лёня

Захарова Саша

Сафронова Настя

Кулькин Кирилл

Дудникова Василиса

Конкин Андрей

Осипов Степан

Старостенко Артём

Устинова Варя

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

УГОЛОК ПРИРОДЫ

Пришла зима веселая
С коньками и салазками,
С лыжнею припорошенной,
С волшебной старой сказкою.
На елке разукрашенной
Фонарики качаются.
Пусть зимушка веселая
Подольше не кончается!
И.Черницкая

***