Эмоциональное благополучие ребенка в детском саду.

«Ребенок всегда прав. Неправым может быть только взрослый,

чья программа ребенку не интересна!»  И. Сеченов

Дошкольное детство – период, когда закладываются основы физического, психического развития и здоровья будущего человека. Одним из центральных положений Концепции дошкольного воспитания является обеспечение эмоционального благополучия ребенка в дошкольном образовательном учреждении, которое является показателем эффективной работы детского сада и составляет основу психологического здоровья дошкольника.

Развитие эмоциональной сферы детей дошкольного возраста — одно из важнейших направлений деятельности педагога-психолога в современном детском саду. Ведь эмоции — это своеобразный калейдоскоп впечатлений и переживаний, с помощью которых ребенок взаимодействует с окружающим миром, одновременно познавая его и себя через этот мир.

Психологической наукой доказано, что у ребенка в возрасте 3-7 лет происходят качественные изменения в сфере эмоций, преобразуются взгляды на мир и отношения с окружающими. Малыши, например, живо и непосредственно реагируют на все происходящее. Старшие дошкольники со временем начинают осознавать и контролировать свои чувства, являющиеся своеобразным индикатором наиболее значимых потребностей. С развитием эмоциональной сферы качественно меняется сам внутренний мир ребенка, который для достижения гармонии чувств и ощущений, а также для полноценной реализации личности в жизни должен быть ярким, комфортным и позитивным.

Эмоциональная сфера при этом сама по себе стать совершенной не может. Ее необходимо внимательно изучать и бережно развивать.

Внимание к проблеме эмоционального благополучия у дошкольников, привлечено тем, что с каждым годом появляется все больше дошкольников с отклонениями в развитии эмоциональной сфере. Современные дети стали менее отзывчивыми. Они  не всегда способны   понять чужие эмоции  и осознать свои, не могут выразить свои чувства, а если и выражают их, то зачастую в резкой форме. Отсюда возникают проблемы в общении со сверстниками и взрослыми.

Комфортное состояние дошкольника можно описать признаками: он спокоен, жизнерадостен, активен, охотно включается в детскую деятельность и общение, легок и инициативен в контактах со взрослыми, с удовольствием посещает детский сад.

Показателями дискомфорта являются следующие признаки: ребенок вял, сторонится детей, робок, сильно смущается при обращении к нему взрослых или незнакомых детей, нерешителен, проявляет тревожность в новых ситуациях, безынициативен и нерешителен в принятии решений.

Эмоциональное благополучие для ребенка, все равно, что для ростка

свет, тепло, влага, удобрение, почва и т.д. Чтобы нормально расти, ребенку

нужна любовь, уверенность  в своих силах,  в своей значимости и ценности

для нас, взрослых.

Созданию эмоционально-психологического благополучия, каждого

ребенка, а значит и группы в целом, способствуют следующие условия:

  • быстрая адаптация к условиям детского сада (постепенное приучение к режиму, пище; позволение приносить в группу любимую игрушку, во время утреннего приема использование различных сюрпризных моментов, подвижных игр);
  • наличие в группах «телефонов доверия», по которым можно позвонить маме;
  • наличие «семейных альбомов»;
  • «зональность развивающей среды», позволяющая детям рассредоточиться;
  • разумная занятость детей;
  • применение физкультминуток  во время занятий;
  • наличие традиций в группе;
  • часто плаксивым детям можно давать установку на интересный завтрашний день;
  • проведение «утра радостных встреч», позволяющих каждому ребенку ощутить себя в центре внимания;
  • демократичный стиль общения педагога – не над, а рядом, вместе, глаза в глаза.

Соблюдение педагогом принципов психолого-педагогического сопровождения детей, главным из которых является:

  • организации индивидуального подхода к ребенку, непосредственное общение с каждым ребенком, уважительное отношение к каждому ребенку, его чувствам и потребностям;
  • контроля за физическим и психическим состоянием ребёнка;
  • организация взаимодействия со взрослыми: использование игрушек-забав, игрушек-сюрпризов, использование сказок и спокойной музыки при укладывании детей спать (непосредственное общение с каждым ребенком);
  • построение образовательного процесса на основе взаимодействия взрослого с детьми, ориентируясь на интересы и возможности каждого ребенка;
  • установление правил взаимодействия в разных ситуациях:

-позитивные и доброжелательные отношения между детьми разных национальных культур, религиозных обществ, а так же имеющими различные ОВЗ.

-развитие коммуникативных способностей детей, позволяющих решать конфликтные ситуации со сверстниками.

  • поддержка индивидуальности  и инициативы детей через:

-свободный выбор ребенком деятельности,

-свободное выражение своих чувств и мыслей,

— самостоятельность в разных видах деятельности (исследовательская, игровая,  проектная, познавательная  и т. д.)

  • формирование и поддержка положительной самооценки, уверенности в собственных возможностях и способностях,
  • взаимодействие с родителями (законными представителями) по вопросу образования ребенка, непосредственного вовлечения их в образовательный процесс.

Не менее важным   условием эмоционального благополучия также является создание благоприятной атмосферы, характеризующейся взаимным доверием и уважением, открытым и благожелательным общением начиная со второй младшей группы. Дети впервые  приходят из дома в детский сад и должны окунуться в приятную, доброжелательную и ласковую атмосферу. А чтобы создать такую атмосферу воспитателю нужно запастись большим терпением, быть всегда доброжелательным к детям, ежеминутно  уделять им больше внимания, стать «второй мамой», ведь дети с вами проводят в детском саду большую часть  своего  времени. Воспитателю необходимо иметь в своем активном словаре достаточное количество ласковых слов.

Предлагаю воспитателям младших и средних групп поиграть в игру «Ласковые слова».

Задача: формировать профессиональную компетентность.

Кто из вас назовет больше ласковых слов. Воспитатели обращаются к кукле, передавая ее по кругу. За каждое названное ласковое слово дается фишка. В конце игры фишки подсчитываются.

Итог: самым внимательным, добрым  и ласковым становится…

А сейчас воспитатели старших и подготовительных групп поиграют в

игру «Комплементы» так как в старшем дошкольном возрасте дети уже нуждаются во внимании сверстников, и задача обучать детей делать комплементы друг другу или добрые пожелания.

Стоя в кругу все берутся за руки. Глядя в глаза соседу, надо сказать ему несколько добрых слов или за что-то похвалить. Принимающий кивает головой и говорит: «Спасибо, мне очень приятно!» затем он дарит комплемент своему соседу. Игра поводится по кругу.

На развитие эмоциональной сферы дошкольников позитивно влияет создание в группах уголков психологической разгрузки:

  • для малышей — «домотека», в специально отведенном пространстве группы дети размещают предметы, принесенные из дома: фотографии, игрушки или другие вещи, напоминающие о доме.

Это по-настоящему приближает обстановку детского сада к семейной, решает проблему адаптации и преодоления нередко возникающего чувства одиночества, способствует установлению в группе позитивного эмоционального микроклимата;

  • для детей 4-5 лет — «дерево эмоций», на котором ребенок, приходя утром, размещает свою фотографию в соответствии с настроением — в центре или по краям, на темном или светлом фоне. В течение дня по своему желанию он может вносить изменения. Его внутреннее состояние становится таким образом более понятным, а помощь взрослого в случае необходимости — эффективной и своевременной;
  • старшим дошкольникам для эмоциональной разрядки подходит уголок с мягкой мебелью или модулями с подобранными для данного возраста книгами, журналами, иллюстрациями, интересными настольными играми и игрушками.   Возможность 5-7-летнему ребенку иногда побыть одному, ненадолго сменить обстановку и немного отдохнуть от стремительного потока событий и информации приобретает все большую актуальность, т. к. способствует профилактике эмоциональных срывов, перенапряжения, негативных настроений.

Для того чтобы дети росли эмоционально благополучными, мы, воспитатели, должны много работать с родителями. Ведь так много зависит от личности воспитателя! Он должен быть культурным человеком, культурным в широком и лучшем смысле этого слова, знать родителей каждого ребёнка и помнить, что нет двух одинаковых семей, а значит, нужен индивидуальный подход.
Воспитатель и родители должны «делать одно дело» — создавать для ребёнка благоприятную эмоциональную атмосферу: считать его полноправным членом семьи, уважать, прислушиваться к его мнению. Конечно, это не значит, что он «пуп земли», неженка, заваленный сладостями и игрушками. С детских лет ребёнок должен осознавать себя человеком,личностью.
Малышу нужно читать книги, ходить с ним в театры, музеи, на выставки. Если же этого нет в семье, то воспитатель должен быть «ходячим университетом» и, конечно же, доброй и заботливой мамой.

В заключении, хочется отметить, что очень важно, чтобы педагог не останавливался в своем развитии и пополнял свой профессиональный багаж. С воспитателем, который идет в ногу со временем, интересуется тем, что нового появляется в педагогике и психологии, не скучно и не грустно любому малышу. И, конечно, профессионально грамотный и ответственный воспитатель всегда будет заботиться не только о физической сохранности ребенка, но и об эмоциональном благополучии своего воспитанника.

 

Источник информации: Ж-л. «Дошкольное образование» №6, 2006г. ; Ж-л. «Ребенок в детском саду», №5, 2010г. ; Статья: Г. Г. Филиппова Исследовательский Центр Семьи и Детства РАО Научный Центр Психического     Здоровья РАМН 2004г.

 

Подготовила  воспитатель средней группы: Иванова С. В.

Оставить комментарий

КОММЕНТАРИИ
#75ЛЕТПОБЕДЫ